Сегодня в прямом эфире на радио «МедиаМетрикс» в программе «Кибер-тех» директор МИЦ «Композиты России» Владимир Нелюб рассказал о композитах, где они сейчас используются, какие есть проблемы и перспективы развития отрасли. В частности, Владимир Нелюб объяснил, почему за композитами будущее, а профессия инженера снова набирает популярность.
Композиционные материалы являются ключевыми в развитии отечественной экономики, прежде всего, в развитии машиностроения, авиации, космоса, строительной сферы, индустрии спорта и товаров народного потребления.
Новые материалы намного эффективнее «традиционных». Сравним трубы из углепластика и из металла. Стоимость первых в разы выше. Однако, если посмотреть на изделие через 20-30 лет, то мы увидим, что металл разрушается, ржавеет, изнашивается, а композиционные конструкции и изделия остаются как новые. Угле- и стеклопластики эффективны с точки зрения жизненного цикла изделия, но под каждую задачу необходимо создать материал с индивидуальными характеристиками.
«Разработка нового композиционного материала – это не быстрый и не дешевый процесс, — говорит Нелюб. — Он может идти и пять, и десять лет. Если это, конечно, не модификация какого-то уже существующего материала – такая работа может занять около года. Нельзя забывать, что новый материал необходимо сертифицировать, что также не быстро. Однако, в России для развития отрасли создания новых композиционных материалов формируются различные государственные программы, например госпрограмма «Развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности», в частности, подпрограмма 4 «Развитие производства традиционных и новых материалов».
Композиты – это часть цифровой промышленности, а цифровая промышленность – часть цифровой экономики. Господдержка стимулирует применение композитов в секторах экономики, в сфере образования, а научные достижения всячески поощряются.
«Однако, сейчас сложилась такая ситуация, что, по статистике, только 20% школьников хотят идти учиться по технической специальности, — признается Владимир Нелюб. — В то время как профессия инженера снова набрала популярность, а квалифицированный специалист всегда востребован и имеет высокий уровень заработной платы. Школьники должны понимать, что инженер сейчас — это престижно».
В течение последних трех лет МИЦ «Композиты России» занимается образованием школьников, студентов и действующих специалистов. Центр даже запустил собственное направление для обучения в магистратуре «Материаловедение и технологии материалов».
«У нас полный образовательный цикл, — говорит Владимир Нелюб. – Единственное, что мы пока еще не охватили – это детские сады. Для школьников у нас есть образовательная сеть и технопарк «Инжинириум», мы создали свой курс «юного композитчика», который даже проходит в школах в рамках уроков «Технологии». Мы «погружаем» детей в новые материалы, такого ещё никто не делал. Детям это нравится, это интересно. В дальнейшем, мы надеемся, что они придут учиться в МГТУ имени Баумана, а лучшие из лучших пойдут в магистратуру, аспирантуру и станут звездами инженерной сферы».
Кроме того, «Композиты России» создали специализированный центр повышения квалификации по композитам, где учат работать на новом оборудовании, отрабатывают новые технологии. Это также положительно влияет на рост композиционной отрасли и двигает экономику страны вперед.
Межотраслевой инжиниринговый центр «Композиты России» – это структурное подразделение МГТУ им. Н.Э. Баумана созданное 15 июня 2011 года для содействия в разработке, производстве и коммерциализации высокотехнологичных решений университета (новые материалы, композиты, нанотехнологии, информационные технологии), формирования научного задела и современных образовательных технологий и программ. Центр реализует «замкнутый цикл» инжиниринговых и научно-образовательных услуг, от разработки до внедрения технологий и промышленной продукции в ключевые сектора экономики РФ, такие как: транспортная, строительная, ЖКХ, энергетическая, нефтегазовая, медицинская и ИТ.
МГТУ им. Н.Э. Баумана — Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана — Первый технический университет в России. Обучение в МВТУ им. Н.Э. Баумана ведется на 19 факультетах дневного обучения. Работает аспирантура и докторантура, два профильных лицея. МВТУ им. Н.Э. Баумана осуществляет подготовку более 19 тысяч студентов практически по всему спектру современного машино- и приборостроения. Научную и учебную работу ведут более 320 докторов и около 2000 кандидатов наук. Всего Университет выпустил около 200 тысяч инженеров. Основными структурными подразделениями университета являются научно-учебные комплексы, имеющие в своем составе факультет и научно-исследовательский институт.