Судовые валы являются важными элементами судовых энергетических установок, к которым предъявляются высокие требования по надежности и долговечности. Выявленные причины повреждений гребных валов показывают, что более 60% повреждений явились следствием коррозийной усталости гребных валов. Поломка такого вала в открытом море при штормовой погоде делает судно практически неуправляемым, даже может привести к его гибели.
Для повышения надежности работы и прочности гребного вала, а также уменьшения аварийности на флоте специалисты МИЦ «Композиты России» МГТУ им. Н. Э. Баумана создали гребной вал из полимерных композиционных материалов (ПКМ) на основе углеродных волокон.
«Выбор ПКМ в качестве основного материала для изготовления гребных валов обусловлен их высокой прочностью и жесткостью, а также возможностью управления деформативными свойствами за счет изменения структуры армирования и применения различных армирующих материалов» – говорит Владимир Нелюб, директор «Композиты России».
Специалистами «Композиты России» была разработана модель гребного вала, проведены различные расчеты: жесткостных характеристик, прочности, устойчивости, частотный анализ, оптимизированы схемы армирования.
«Анализ показал, что прочность разрабатываемого нашими специалистами валопровода соизмерима с прочностью валов из стали, но при этом его масса меньше более чем на 50% — говорит Владимир Нелюб. – Исходя из проведенной работы можно сделать вывод, что применение валов из ПКМ в судостроении, в комплексе с применением подшипников скольжения из ПКМ, позволяют существенно повысить надежность и экономичность как строящихся, так и существующих судов».
Межотраслевой инжиниринговый центр «Композиты России» – это структурное подразделение МГТУ им. Н.Э. Баумана созданное 15 июня 2011 года для содействия в разработке, производстве и коммерциализации высокотехнологичных решений университета (новые материалы, композиты, нанотехнологии, информационные технологии), формирования научного задела и современных образовательных технологий и программ. Центр реализует «замкнутый цикл» инжиниринговых и научно-образовательных услуг, от разработки до внедрения технологий и промышленной продукции в ключевые сектора экономики РФ, такие как: транспортный, строительный, ЖКХ, энергетический, нефтегазовый, медицинский и IT.
МГТУ им. Н.Э. Баумана — Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана — Первый технический университет в России. Обучение в МВТУ им. Н.Э. Баумана ведется на 19 факультетах дневного обучения. Работает аспирантура и докторантура, два профильных лицея. МВТУ им. Н.Э. Баумана осуществляет подготовку более 19 тысяч студентов практически по всему спектру современного машино- и приборостроения. Научную и учебную работу ведут более 320 докторов и около 2000 кандидатов наук. Всего Университет выпустил около 200 тысяч инженеров. Основными структурными подразделениями университета являются научно-учебные комплексы, имеющие в своем составе факультет и научно-исследовательский институт.